21 мая 2021
В последние годы в Северной Америке большую популярность на молочных фермах получила стратегия активного использования быков-производителей мясных пород на молочных фермах (такой подход получил название «Beef-on-Dairy»). Как следствие, продажи мясного семени в США в период с 2013 по 2019 год выросли в 3 раза.
Стоит ли российским молочным фермам перенимать этот опыт?
Основные факторы в основе появления такого подхода:
1. Эффективное использование семени, разделенного по полу.
Если часть своих коров мы отдаем под мясной проект, то нам необходимо максимизировать выход телок с оставшихся животных, чтобы ремонтировать свое стадо.
Уже более 10 лет сексированное семя используют по всему миру, включая Россию. Улучшение технологии производства и рост популярности датчиков активности половой охоты позволяют сегодня эффективно применять этот вид семени, как на телках, так и на коровах.
Дополнительным аргументом в пользу семени, разделенного по полу, является высокий генетический потенциал быка-производителя.
2. Качество селекционной работы.
Под осеменение мясным семенем должны идти коровы, обладающие низким генетическим потенциалом, а под молочное сексированное семя – лучшие животные.
Оценить генетический потенциал можно 2 способами:
- проводя углубленный анализ генеалогии стада;
- используя инструмент геномной оценки животных.
Генетические компании, заинтересованные в развитии своих клиентов, всегда помогут при реализации первого способа. А прогрессивные генетические лаборатории – при втором подходе.
Геномная оценка коров – глобальных тренд, с каждым годом в мире все больше коров проходят такую оценку, которая повышает достоверность оценки племенной ценности молодняка до 70%.
Идеальным подходом является сочетание обоих факторов. Сегодня у российских предприятий есть доступ как к экспертизе генетических компаний, так и к прогрессивным генетическим лабораториям.
3. Условия содержания и эффективное управление.
Принимая решение по запуску такого проекта, важно понимать, что наше молочное стадо дает нам максимум эффективности – хороший уровень продуктивности, низкие показатели незапланированного выбытия животных и хорошее продуктивное долголетие.
Все это невозможно без создания хороших условий содержания и общим управлением на ферме.
По итогам 2020 года в США начитывалось 9,4 млн молочных коров, а средний удой на голову составил 10,8 т молока. Анализ исторических данных по США показывает, что американские фермеры постоянно работают над повышением своей эффективности.
Анализ эффективности наших клиентов, свидетельствует, что многие из них показывают сопоставимые результаты.
4. Рыночные и иные факторы.
Если по всем предыдущим факторам мы находимся в относительно сопоставимом положении с нашими иностранными коллегами, то по этому разделу у нас серьезные расхождения.
Системное применение подходов, перечисленных ранее, а также усиление глобальной конкуренции создало в США ситуацию, при которой молочный молодняк перестал пользоваться спросом. По итогам 2020 года стоимость замены коровы по данным министерства сельского хозяйства США составила 1300 долларов, что является одним из наиболее низких показателей с 1998 года.
Дополнительным негативным фактором для молочных ферм в США стала фактическая заморозка рынка HoReCa из-за пандемийных ограничений, что привело к существенному сокращению спроса на сырое молоко. В таких условиях дополнительный доход от реализации «помесных» мясных животных оказал положительное влияние на экономику молочных ферм.
Если посмотреть на отечественные реалии, то у нас совершенно другая ситуация:
- самообеспеченность по молоку 84,1% (в США доля экспорта составляет около 16%);
- средняя продуктивность на 1 голову по итогам 2019 года в с/х предприятиях 6,3 т (в США – 10,6 т на голову за аналогичный период);
- 1 млн племенных коров по итогам 2019 года, племенные продажи составили чуть больше 100 тыс. голов, т.е. племенные хозяйства выполняют норматив по племенным продажам на минимально установленном уровне (10% от маточного поголовья);
- за последние 3 года в Россию завозится по импорту порядка 60 тыс. голов молочного молодняка в год;
- в нормативных требованиях к племенным молочным предприятиям установлено, что они не могут использовать семя быков-производителей других пород, тем более мясных;
- спрос на говядину в последние годы снижается (за исключением премиальной (мраморной) говядины), за счет вытеснения более дешевыми видами мяса.
На мой взгляд, совокупность этих факторов, свидетельствует, что стратегия «Beef-on-Dairy» в наших реалиях вряд ли станет популярной в перспективе 3–5 лет.
Если посмотреть на структуру продаж мясного семени нашей компании, то она будет формироваться следующим образом:
- основные покупатели – проекты, специализирующиеся на чистопородном разведении мясных пород;
- на втором месте – молочные фермы, приобретающие семя абердино-ангусской породы для так называемой «зачистки» (последняя попытка сделать корову стельной);
- и на последнем – молочные фермы, которые осознанно занимаются получением мясных кроссов для целей дальнейшего откорма и забоя или реализации.
С учетом этих фактов и доступного инструментария в нашей действительности эффективным молочным фермам лучше максимизировать выход ремонтного молодняка для быстрого поднятия генетического потенциала собственного стада и племенных продаж.
Статья опубликована на Dairynews